Про кавалерию
В игре я всем советую при возможности иметь хотя бы один отряд легких кавалеристов, а лучше 2 (а еще лучше конные лучники + эквиты для прикрытия, но это идеальный вариант)... Их маневренность позволяет решать очень много тактических задач, намного больше, чем могут любые, даже элитные отряды. Не стоит скупится для них на «очки славы», они их заслуживают.
Полагаю, не будет большим откровением то, что многие игроки пренебрегают кавалерией и копит дополнительные «очки славы» для более мощных отборных отрядов, например, преторианцев или боевых слонов. Да, это весьма сильные отряды, но следует помнить, что каждой ситуации требуется свой отряд, а ситуация в сражении меняется очень быстро поэтому нужно оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку. Если же ждать выхода отборных отрядов, то можно при игре в быстром темпе и вовсе проиграть!
Но вернемся к кавалерии. Первое достоинство конницы в том, что она сравнительно быстро нанимается, и что немаловажно, требует очень мало населения (всего 24 человека) в то время как те же легионеры 30, а воины варваров - 32, а те же преторианцы и вовсе 48. Так что для отборного отряда 24 населения это даже мало!
За те же «очки славы» что и преторианцы, и за тоже население можно нанять 2 отряда кавалерии. Подчеркну, что на больших картах и при игре в быстром темпе кавалеристы окажутся намного полезнее в бою, т.к. иногда перевес в один отряд может решить исход крупного боя. Те же преторианцы могут не успеть вовремя подойти, чтобы оказать помощь своим отрядам, а если и подойдут, то уже может быть слишком поздно и тогда они будут легко уничтожены численным перевесом вражеских отрядов. Третье достоинство - это безусловно их маневренность, при "нежелательном бое" они могут достаточно легко уйти и неожиданно для соперника появится и атаковать его в другом месте.
В основном кавалерия хороша для перехвата подкреплений, скажем длинная карта, соперник атакует, а его деревни находятся далеко, вот возле вашего села кипит бой тяжелой пехоты и лучников, поскольку наше село рядом, то тут же смогут выйти свежее подкрепление, а соперник вынужден перебрасывать свои резервы и подкрепления на довольно большие расстояния.
Вот тут для перехвата и пригодятся кавалеристы. Лучников вообще для них не проблема догнать и уничтожить, ну, а если на подкрепление бегут легионеры, то тут тоже не проблема: управятся и с этими бравыми парнями. Также они могут напасть на врага с тыла и обезвредить его боевые машины, да и просто в поле догнать и сломать одинокую забытую машину.
Бывают ситуации, когда нужно срочно остановить таран, который прет и намеревается снести гарнизон, лишив вас подкрепления, или еще хуже их 2 или больше! В таком случае, выручить сможет только кавалерия, которую можно будет быстро перебросить с другого фланга и успеть остановить тараны противника. Если тарана два тогда нужно просто разделить конницу и напасть по пол отряда на тараны, этого хватит, чтобы легко и без потерь обезвредить их.
Если рейд совершать в тыл во время боя, то естественно у врага будут пару отрядов лучников для поддержки своих воинов, а как правило их не очень много 1-3 отряда. Так вот если нужно обезвредить сразу 2 отряда лучников, то поступаем таким же образом, делим кавалерию по полам и атакуем по 1 отряду, так же все пройдет гладко и без потерь.
Единственный момент, когда от них следует отказаться, это при штурме сильно укрепленных позиций с наличием фортификационных укреплений.
Что касается конных лучников, то они также незаменимы как для поддержки своих войск на передовой, так и для диверсий, где им достаточно зажечь селение либо гарнизон противника и отходом к своим позициям либо продолжением рейдовой операции.
Такие действия дают возможность максимально эффективно оказывать давление противника, отвлекая его внимания от места основного сражения.
Подытоживая, следует отметить, кавалерия нужна не столько для ближнего боя, сколько для разных второстепенных действий, (рейды по тылам, отсечение лучников от тяжелой пехоты, перехват и уничтожение одиночных отрядов тяжелой пехоты либо осадных машин) но, тем не менее, зачастую сильно влияющих на ситуацию в сражении в целом.